Как выбрать танк охладитель молока (Продолжение)
После рассмотрения вопроса о том, какие бывают виды агрегатов, надо разобраться с их основными компонентами. Лишь после этого выбор станет очевидным, и можно будет публиковать объявление куплю танк охладитель молока или просматривать предложения о продаже.
Емкость
Резервуары охладители молока состоят из двух основных узлов. Холодильно-компрессорный агрегат «гоняет» хладагент от конденсатора к испарителю и обратно, обеспечивая тем самым охлаждение молока. Теплоизолированная емкость с панелью управления служит для сбора и хранения продукта.
Молочный танк закрытого типа делается в форме цилиндра, эллипса или супер-эллипса. Разнообразие форм обусловлено тем, что производители стараются оптимизировать размеры и увеличить площадь охлаждения сырья. Открытые охладители молока представляют собой вертикально поставленные цилиндры или горизонтальные полукруглые ванны. В отношении компактности, льдоаккумулирующие системы раньше уступали танкам, поскольку в одной и той же комнате надо было разместить, и бак для охлаждения молока, и аккумулятор льда. Проблема была решена, когда обе емкости совместили в одном корпусе.
Танки для охлаждения молока по непосредственной схеме, как открытые, так и закрытые, требуют обязательного заполнения минимального объема сырья с таким расчетом, чтобы его уровень был не ниже лопастей мешалки. Обычно это 5 - 10% от общей вместимости. В противном случае продукт не будет перемешиваться и, из-за отрицательной температуры фреона, начнет намерзать на стенки, что ухудшит его органолептические свойства. К льдоаккумулирующим системам данное условие не предъявляется. У них в качестве хладагента применяется вода при температуре чуть выше 0 град С, поэтому процесс охлаждения молока можно начинать после поступления в бак «первых капель».
Собираясь купить агрегат, надо обращать внимание не только на то, какая на охладитель молока цена и какие у него параметры, но и на качество изготовления корпуса. На современных моделях он делается из полированной высококачественной пищевой стали AISI-304. Важно, чтобы не было никаких претензий к сварным швам, как по их наложению, так и по обработке. Небрежность не только портит внешний вид, но и ухудшает эффективность наружной мойки, создавая застойные зоны.
Испаритель
Испаритель является одним из основных элементов молокоохладителя. В системах непосредственного типа он представляет собой контур, внутри которого движется хладагент. Конструктивно – это два листа из пищевой стали, сваренных по плоскостям и «раздутых» с помощью воды или инертного газа, чтобы получить каналы для фреона. Такой испаритель образует дно емкости и непосредственно контактирует с молоком. У льдоаккумулирующих агрегатов указанная деталь сделана по аналогичному принципу (тоже замкнутый контур), но работает по-другому. Она находится в нижней части внутри танка, под молочным баком, залита фреоном, и служит для намораживания льда, с помощью которого температура промежуточного хладагента (воды) понижается до +1 град С. С молоком испаритель не соприкасается.
Устройство для перемешивания молока
Чтобы быстро и равномерно понизить температуру сырья, а также предотвратить его примерзание к стенкам, в танк охладитель молока ставят лопастную мешалку с приводом. Последний выполнен в виде мотор-редуктора – на современных моделях он планетарного типа. Это связано с тем что, по сравнению с червячной передачей, такой механизм более компактный и долговечный, меньше потребляет электроэнергии. Скорость вращения лопастей зависит от объема и находится в диапазоне от 21 до 48 об/мин. Ее подбирают так, чтобы мешалка не разбивала жировые шарики, из-за чего меняется структура молока. Лопасти имеют специальную форму, чтобы при их движении в продукт попадало как можно меньше воздуха.
Компрессор
Другим важнейшим узлом танка является компрессор. Он обеспечивает круговое движение хладагента по замкнутому контуру от испарителя к конденсатору и обратно. Для того, кто собирается купить охладитель молока, важными характеристиками являются не только скорость понижения температуры сырья, но также надежность этого блока. Большое значение имеет наличие сервисного сопровождения, для проведения ТО и на случай поломки. Первое написано в паспорте устройства. Третье выясняется при оформлении заказа. А надежность компрессора зависит от качества узлов, из которых он состоит. Сюда относятся электродвигатель, насос, подогреватель масла в картере, системы удаления фреона при промывке и жидкости на всасывающей линии. А также защитная автоматика: от обрыва или перекоса фазы, перегрева, скачков напряжения и прочее.
В мире нет ничего вечного. Компрессор, как и любой другой механизм, рано или поздно выйдет из строя. Но охлаждение молока должно выполняться непрерывно. Поэтому желательно, чтобы танк был оборудован аварийной системой с собственным компрессором.
Окончание следует